К основному контенту

Депрессия – главная причина плохого здоровья и основная причина инвалидности в мире

Психологический ликбез

В этом материале попробуем разобраться в глубинных смыслах депрессии (а они, разумеется, есть). К сожалению, в последнее время стало слишком модным называть депрессией любое непродуктивное состояние. И, к еще большему сожалению, стало неким трендом обесценивать это состояние или, что хуже, его осуждать. «Иди, работай, и депрессия пройдет» - это лишь мягкая форма реакции, которую можно услышать. Поскольку эта рубрика и была задумана с целью ломать стереотипы и повышать информированность, давайте разбираться вместе: почему не стоит недооценивать депрессию и почему ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) считает, что депрессия - главная причина плохого состояния  здоровья и основная причина инвалидности в мире.

Диагноз отражает эпоху

Интересный феномен: самое распространенное психическое расстройство отражает культуру эпохи. Например, в эпоху Фрейда таким расстройством была истерия. В то время тема сексуальности была сильно табуирована, а в основе истероидной организации личности лежат защитные механизмы «вытеснения» и «сексуализации»: истероид склонен вытеснять из сознания, забывать «неприемлемые» мысли и желания, - в первую очередь, сексуальные. Этот феномен возник как попытка компенсировать и сбалансировать европейскую культуру того времени. Собственно, вся методология психоанализа была построена на психосексуальной теории развития.

Еще раньше, в 30-х годах XIX века в Америке был распространен диагноз «компульсивного бегства». Кому же ставили такой диагноз? Сложно поверить, - рабам! Тогда считалось, что желание убегать – это психическое расстройство. Желание раба сбежать и оказаться на свободе считали патологией.

В такую «быструю» эпоху, как наша, где нет времени на остановку или паузу, грусть и печаль становится патологией, - говорит Джанни  Франчесетти, гештальт-терапевт, специалист по лечению депрессивных состояний и панических атак. Сегодня у нас нет права на перерывы: две недели отпуска –  и достаточно. Выгорание – настолько частое и настолько серьезное состояние, что в прошлом году синдром эмоционального выгорания на работе ВОЗ признала болезнью.

«У нас нет времени на проработку наших потерь, нашего горя, наших не реализовавшихся надежд. В культуре «темпа и бега», культуре «вечного дефицита времени», где нет места «перевариванию» и остановке, все, что не сводится к «потреблять, бежать, производить, достигать», становится отклонением от нормы. Мы живем в маниакальное время, когда нужно все успевать и можно получить что угодно. Маниакальный опыт – это иллюзорное ощущение, что все возможно, и он отрицает все, что касается, паузы, остановки или ограничений. Наше время - это время достижений и маний, красивых фотографий в инстаграме, целей, итогов года, где можно почти все, а если ты этим не пользуешься, то с тобой что-то нет так. Нашу эпоху можно назвать эпохой «успешного успеха». А распространенность депрессии – и есть ответ этому культурному вызову, этому тренду нашего времени», - говорит Антон Федорец.

Что такое депрессия

Депрессия – это реакция на потерю надежды получить то, к чему стремился, что хотел получить. Это остановленные чувства, остановленный процесс горевания.

Знаете, как изучают эффективность антидепрессантов? Конечно же, на бедных мышках. Мышей помещают в цилиндр с водой, из которого невозможно самостоятельно выбраться. Через некоторое время активные попытки мышки выбраться из цилиндра сменяются «состоянием отчаяния», и она практически перестает двигаться. Это состояние называют депрессивно-подобным поведением животного. После этого им вводят исследуемый препарат и оценивают увеличение двигательной активности. Это рассматривается как коррелят антидепрессивного эффекта.

Как подопытные мыши теряют надежду выбраться из ловушки, так и люди переживают депрессивный опыт как утрату надежды выбраться из своего личного тупика.

Как переживается депрессия

Депрессия – это способ обратиться внутрь себя, к самому себе, чтобы не умереть: я анестезирую себя, начинаю экономить энергию. Депрессия похожа на летаргический сон, это как медвежья спячка, во время которой замедляется метаболизм. Это механизмы защиты медведей, которые ждут весну, чтобы выжить.

Эдвард Троник (Dr. Edward Tronick) из Гарвардского университета проводил эксперимент под названием «Безжизненное лицо» (или «Каменное лицо»). В эксперименте он просил родителей вести себя с их маленьким ребенком как обычно, а через некоторое время – замереть. Родителям велели продолжать смотреть на малыша, но придать лицу отсутствующее выражение. Сначала ребенок удивляется, не понимает, что происходит, затем пытается привлечь внимание матери всеми возможными способами, но не получает реакции. Тогда малыш начинает протестовать против потери контакта, пугаться, плакать или злиться. Включаются защитные реакции. А если и это не помогает, наступает фаза отстранения. Ребенок теряет надежду достичь связи с матерью, он сдается.

По словам Джанни Франчесетти, если примерно минут через 20 ребенок не получает ответа от родителя, у него теряется ощущение собственного существования, нет больше смысла существования: нет связи.

Многие знают, что в советских роддомах младенцев отнимали от матерей и держали в отдельных палатах,  оттуда же и фраза: «Поплачет  и перестанет». А теперь, спустя столько десятилетий, все удивляются: откуда в нашем обществе столько травмированных людей.

В депрессии я не могу приблизиться к другому, потому что он находится слишком далеко. И тогда все замирает. Внутри депрессивного опыта время останавливается, а расстояние увеличивается. Кажется, что так будет всегда. Депрессия кажется вечной. Время тянется очень медленно, как будто попадаешь во что-то вязкое.

В депрессии ты все понимаешь, но ничего не можешь с этим сделать. Встать с кровати, выйти из дома, приготовить еду – все это становится вызовом, тяжелым бременем. Ты переживаешь себя в тисках небытия. Само существование становится слишком болезненным. Люди в депрессивном опыте хорошо осознают, что с ними происходит, но не могут мобилизовать энергию, чтобы двигаться дальше. Все спит, все замерло, все ждет условной весны.

Депрессивный опыт – это защитная реакция на потерю большого количества сил. Это ответ на ситуацию «я долго боролся, но не справился». Также депрессивный ответ выражается в виде выгорания, когда человек длительное время отдавал чуть больше энергии, чем получал. Депрессия помогает пополнить резерв за счет периода бездействия.

Одной из важных характеристик депрессии является отсутствие интереса. Любопытно, что в латыни слово «интерес» состоит из двух частей: «inter» – «между» или «внутри» и «esse» – «существовать», «быть». Противоположность депрессии – это не счастье, как ни странно, а жизненная энергия, то есть интерес. Отсутствие интереса буквально означает отсутствие бытия между нами. Ничто не имеет смысла, так как нет ощущения связи с жизнью, с другими людьми, то есть  нет интереса. Это ощущение переживается как тягучая, мучительная тяжесть, будто на грудь постоянно давит тяжелая плита: нет сил ни на что, даже встать с постели.

Движение в депрессии

Джанни Франчесетти выделяет три основных типа «движения» внутри депрессивного опыта:

Замедленность на грани замирания. Очень тяжелая атмосфера замедленности, все очень медленно тянется.

Движение по кругу. Люди в депрессии попадают в замкнутый круг. Когда человек теряет интерес к жизни, то жизнь ощущается им как в фильме «День сурка»: все повторяется снова и снова, и в этом нет никакого смысла.

Сужение. Человек перестает замечать разнообразие вещей, которые его окружают, перестает видеть яркость красок жизни. В эмоциональном плане человек переживает серость, бренность, невыносимую тяжесть пустоты. В этом опыте сокращается диапазон переживаний, круг интересов сужается. Этот опыт похож на водоворот, в котором мы медленно движемся по кругу, а поток сужается и тянет нас вниз.

Человеку инстинктивно хочется выбраться из водоворота, ему страшно. Точно так же нам страшно, когда мы видим близкого человека, который находится в депрессивном опыте, мы инстинктивно хотим вытащить его из этого болота. Ищем в его жизни что-то позитивное, пытаемся что-то сделать, говорим ему: «Смотри, жизнь прекрасна!», ждем, что ему станет легче. Но ему не становится легче, и тогда мы начинаем отстраняться или злиться. Это может вызвать в нем чувство вины, еще большее ощущения никчемности и одиночества. Таким образом, мы не помогаем, а лишь усиливаем его депрессию.

Это бездна, в которую нам страшно заглядывать, но, взглянув в нее, мы сможем увидеть то, что было скрыто, то, что мы не замечали до этого. Если мы доверимся потоку, который тянет нас вниз, мы сможем найти ресурс в этом потоке, опуститься и оттолкнуться от дна. Чтобы потом подняться наверх и выплыть.

Способы избегания депрессивного поля

Есть несколько типичных стратегий, которые люди используют, чтобы бороться с этим «водоворотом»:

Мания. Излишний позитив, юмор, гиперактивная деятельность и сверхзанятость – это один из способов избегать переживания депрессии, но это все то же депрессивное поле, только с другой полярностью. Как в «Алисе в стране чудес» у Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте». Вот почему «слишком веселые» люди чаще всего требуют особого внимания: рядом с вами может оказаться глубоко несчастный и одинокий человек, который не показывает внутреннюю печаль.

Нарциссизм. Все достижения и успехи – это великолепный способ избегания депрессивной бездны. Мы строим золотые замки, успешные карьеры, возводим высокие заборы, чтобы только не скатываться вниз, в эту черную яму.

Франчесетти считает, что выход из нарциссического паттерна предполагает прохождения депрессивного опыта. Сюда же можно отнести психопатии. Чтобы «вылечиться» от нарциссического паттерна, нужно «пройти через черную дыру» - признать свои ограничения, встретиться с разочарованием и болью утраты.

Шизоидная реакция. Она тоже тесно связана с депрессивным полем. Перед лицом этой пропасти человек создает  место, где чувствует себя  безопасно: он  аутизируется. Связанность и соединенность становятся для него опасными, поэтому он выбирает изоляцию. Нет связи – нет боли, все просто.

Злость. Это еще один способ борьбы с депрессией. Можно прожить всю жизнь злым и недовольным. Злость защищает личные границы, защищает от попадания «в яму».

Человек в депрессии не способен изменить свое поведение усилием воли: для изменения поведения необходимо колоссальное количество энергии. Человек может выполнять только простые действия, поэтому иногда есть смысл дать ему дополнительную опору. Антидепрессанты – один из видов такой опоры. Это как костыль, который помогает передвигаться, если нога травмирована. Антидепрессанты могут служить «временным костылем», а психотерапия –  реабилитацией.

К сожалению, в нашем обществе все еще не принято обращаться за помощью к психологам и психологическим консультантом. Но времена меняются, жизнь доказывает, что не каждый в состоянии справиться самостоятельно. Поэтому не рискуйте и не усугубляйте свое тяжелое психоэмоциональное состояние. Найдите специалиста, который вам поможет пройти этот путь и сделает это максимально бережно.

Настоящая поддержка – это открытость и любопытство.

Весь процесс изменений похож на волну. Мы просто поддерживаем движение: волну, которая есть сейчас. И если это волна вниз, то мы идем за ней, чтобы потом подняться наверх. Говорят, что единственный способ выжить в сильной морской волне – это отдаться ей, перестать бороться и тогда волна сама вытолкнет на поверхность. Если мы сопротивляемся, мы будем оставаться на одном месте и тонуть.

Когда кто-то переживает депрессию, мы не стремимся сделать так, чтоб он поднялся наверх и сразу стал оптимистичнее и бодрее. Когда человек осознает, что он на дне, это переломный момент, который переживается внизу волны. Проблема в том, что часто мы пытаемся плыть наверх, не достигнув дна. Большинство из нас пробуют подняться, не имея опор, не зная, что иногда единственная опора – это дно.

Что делать при депрессии? По большому счету ничего особенного: ждать, лежать, слушать тишину, переживать «наличие отсутствия». Накапливать энергию для следующего движения.

Что делать родственникам? Оставаться рядом и в доступе, не толкать, не пытаться подбодрить. Ждать и быть открытым, когда ваш близкий сделает шаг навстречу. Показывать, что вы тут, рядом, и встретите его, когда он будет готов.

В чем эволюционный смысл депрессии? Депрессия помогает экономить энергию популяции. Депрессия останавливает от контрпродуктивных действий. Депрессия имеет свой смысл, и боль имеет свои смысл, каждая нота имеет свою связь со всей мелодией. Нет правильных или неправильных нот, есть несочетающиеся ноты.

Эксперт: Антон Федорец, кандидат психологических наук, сертифицированный и аккредитованный гештальт-терапевт, специалист по терапии кризисных состояний и психологических травм.

К публикации подготовила Ната Чеботарь



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Что такое вторичная выгода от зависимости и что с ней делать

Если спросить у наркозависимого или злоупотребляющего алкоголем человека, зачем он употребляет наркотики или пьет, то подавляющее большинство ответов будет «ради кайфа». Парадокс в том, что кайф от употребления наркотиков или алкоголя проходит довольно быстро. Например, при героиновой наркомании кайф снижается до минимума или вообще исчезает за период, в среднем, от полугода до трех лет употребления. А это значит, что человек, употребляющий наркотики или алкоголь, когда кайфа уже давно нет, делает это совсем по другим причинам. Хотя сам этого и не понимает. И для прекращения употребления и начала стабильной трезвости важно понимать эти причины и работать с ними. Кстати, такой же подход верен и для нехимических зависимостей, например, игромании. В этой статье, подготовленной специалистами Украинского института практической аддиктологии, мы рассмотрим некоторые социальные причины употребления наркотиков, алкоголя, а также игромании, то есть попытаемся простыми словами разъяснить так

Как расставаться, не сломав психику себе и бывшему партнеру

Завершение отношений – болезненная тема. Из-за страха и боязни финала очень часто на практике я сталкиваюсь с тем, что, казалось бы, взрослые люди всячески избегают принятия важных решений. Предпочитают терпеть ради детей. Или выбирают холодную войну, а в воздухе висит леденящее молчание и безразличие. Обстановка постепенно все равно накаляется. И рано или поздно все же приходится расставлять все точки над i . Поэтому предлагаю пройтись по важным пунктам, на которые обязательно стоит обратить внимание, если у вас назрела объективная необходимость завершить отношения с партнером. Что делать, а чего не делать? Итак, чтобы сохранить свое психическое здоровье, здравый рассудок, выйти из отношений так, чтобы в будущем не столкнуться с крахом новых, избежать развития травм и необходимости их прорабатывать с терапевтом, не стоит всячески избегать принятия взрослых решений. Когда спасать уже нечего, а есть только страх новой жизни, новых обстоятельств и смены привычной картины мира очень

Просто о сложном: Восемь источников психосоматических заболеваний

В моих арт-терапевтических практиках, прорабатывая текущие состояния и анализируя чувства клиента, мы довольно часто касаемся телесных ощущений. Как правило, чаще всего это не про удовольствие, а про "болит". И довольно часто - "болит без причины". Поскольку я имею дело в большинстве своем с образованными и грамотными людьми, то популярное нынче слово  "психосоматика" не только у них на слуху, но они им весьма активно пользуются и сразу находят "объяснение" своим недомоганиям: "Это психосоматика". И говорят это так просто, будто: "Это прыщ, само пройдет". Дорогие мои, психосоматика "сама" не проходит. И не возникает за пять минут и даже не за полчаса. То, что вы с легкостью называете "психосоматикой", чаще всего незаметно, неосознанно, накапливается годами. И это не явление - это процесс.  При общении с моими клиентами, я всегда стараюсь дать хотя бы минимальные разъяснения о механизме психосоматики, чтобы