К основному контенту

Что такое вторичная выгода от зависимости и что с ней делать

Если спросить у наркозависимого или злоупотребляющего алкоголем человека, зачем он употребляет наркотики или пьет, то подавляющее большинство ответов будет «ради кайфа». Парадокс в том, что кайф от употребления наркотиков или алкоголя проходит довольно быстро. Например, при героиновой наркомании кайф снижается до минимума или вообще исчезает за период, в среднем, от полугода до трех лет употребления. А это значит, что человек, употребляющий наркотики или алкоголь, когда кайфа уже давно нет, делает это совсем по другим причинам. Хотя сам этого и не понимает.

И для прекращения употребления и начала стабильной трезвости важно понимать эти причины и работать с ними. Кстати, такой же подход верен и для нехимических зависимостей, например, игромании.

В этой статье, подготовленной специалистами Украинского института практической аддиктологии, мы рассмотрим некоторые социальные причины употребления наркотиков, алкоголя, а также игромании, то есть попытаемся простыми словами разъяснить так называемые вторичные социальные выгоды зависимости.

Для тех, кто совсем далек от психологии, сначала разъясним само понятие термина Сначала «вторичная выгода. Для облегчения задачи возьмем пример, никак не связанный с зависимостью. Допустим, пусть это будет абстрактный пример женщины с тяжелой агорафобией (боязнь открытого пространства).

Классическое определение агорафобии – это страх выходить из дома, страх находиться в местах большого скопления людей, страх больших помещений или, наоборот, общественного транспорта, страх открытых дверей и т.д. Какой будет жизнь этой женщины? Из-за тяжелой агорафобии она не сможет ходить на работу, в магазин, в парк и т.д. Она будет постоянно жаловаться на свои симптомы тревоги, страдать от них и, по логике, даже вроде хотеть избавиться. Но с другой стороны, пока у нее агорафобия, она «на законных основаниях» может разрешить себе не работать, потому что за ней будет ухаживать муж или дети, о ней будут заботиться, проявлять повышенное внимание, жалеть, проводить с ней почти все свое свободное время и т.д. А если агорафобию устранить, то женщине снова придется брать ответственность за свою жизнь на себя, муж снова начнет уделять ей меньше внимания, дети перестанут с ней возиться, ей снова придется ходить на работу и отказаться от такого уже полюбившегося ей сочувствия. Все, что перечислено выше, и называется вторичными социальными выгодами от болезни.

Вы наверняка замечали такие проявления и в своей собственной жизни: ребенку не нравится детский коллектив, и он начинает часто болеть, чтобы не ходить в школу или садик; пожилой родственник страдает от одиночества, и у него резко начинают «отказывать» ноги – и кому-то всегда приходится оставаться с ним, чтобы принести пресловутый стакан воды. И так далее. Специалист знают, что едва ли не за каждым физическим недугом (исключая генетические болезни и травматические увечья), если разобраться, можно найти как минимум одну вторичную выгоду.

Нередко вторичные выгоды могут перевешивать (иногда значительно) первичные мотивы. Так, например, если у нашей абстрактной  женщины вторичные выгоды перевешиваю ее страдание от тревожности, то она, скорее всего, неосознанно будет всячески сопротивляться лечению агорафобии. И вся семья будет сетовать, что «врачи шарлатаны» или «лечение не помогает».

Точно такую картину мы можем наблюдать при наркомании или другой зависимости. У человека есть первичный мотив: получить кайф на первых этапах, или «сняться» на продвинутых этапах наркомании. Но, кроме этого, есть множество вторичных выгод, которые могут значительно перевешивать первичный мотив.

Ниже приведу лишь некоторые из возможных вторичных выгод, которые относятся к социальному мотиву.

Мотив принадлежности к коллективу

Злоупотребляющий наркотиками/алкоголем может продолжать употреблять их для того, чтобы чувствовать принадлежность к коллективу. Так, у него могут быть проблемы с вхождением в другие коллективы, у него могут быть проблемы с трезвым общением, он может испытывать чувство эмоциональной отчужденности, страдать от низкой самооценки и т.д.

А в коллективе наркоманов/алкоголиков для принятия и признание нужно только одно:  употребление. А при прекращении употребления  он начинает испытывать состояние изолированности. Именно это и толкает человека продолжать употребление.

Поэтому большое заблуждение, что излечиться от зависимости можно лишь медикаментозным или радикальным путем (кодирование, зашивание). Чтобы на самом деле избавиться от зависимости, человеку сначала надо заново научиться общаться, входить в коллектив, чувствовать принадлежность к группе, социализироваться и т.д. И без психолога, без арт-терапевта тут никак не обойтись.

Мотив сепарации (отделения)

Частый подростковый мотив. Чтобы отделиться от излишне контролирующих родителей, подросток может начать употреблять наркотики/алкоголь. Это также нередкий мотив вторичной выгоды среди мужей, чьи жены используют гиперконтроль.  В данном случае, молодые люди начинают употреблять, чтобы снизить гиперопеку, почувствовать «самостоятельность», «взрослость». Однако проблема в том, что алкоголь и наркотики дают лишь иллюзию «взрослости».

Мотив получение признания

«Пить, нюхать, курить, колоться – это круто»  -  негласные мифы молодежной субкультуры, согласно которым, если им не следовать, то не получишь признания. Эти мифы не только опасны, они лживы, ошибочны, беспочвенны. Похожий мотив долгое время существовал в более старом социальном мифе: «Если ты не пьешь – ты или сволочь, или больной». И чтобы не быть в коллективе белой вороной или изгоем, человеку «приходилось» употреблять.

В этом смысле при лечении алкоголизма, наркомании, игромании и других зависимостей, человека важно научить получать признание другими способами.

Мотив близости

Злоупотребляя наркотиками или алкоголем, человек, так или иначе, получает очень большое внимание близких. Пусть и негативное. Пусть и в виде скандалов, плача, уговоров и др. Эмоция в данном случае не имеет значения, имеет значение лишь факт: человек постоянно находится в центре внимания. А это, хоть и патологическая, но близость.

Проблема близости во многих случаях может быть ведущей причиной употребления. Иногда зависимость метафорически называют «болезнью одиночества».

Мотив мести

Один из самых распространенных мотивов: «сделать назло». Тут нечего объяснять, все и так понятно. Практически все свои срывы зависимые оправдывают «обидой», потому что их «не поняли».

Развитие навыков проявления здоровой агрессии, с одной стороны, а с другой – навыков прощения и отпускания –  важный аспект любой программы терапии зависимостей. И здесь никак не обойтись без арт-терапии, в частности.

Мотив снятия ответственности

Вот здесь нам очень хорошо поможет пример, приведенный в начале статьи. Вторичная выгода от болезни, в этом случае выглядит так: «Пока я наркоман или алкоголик, я могу не работать, не обеспечивать себя и вообще не нести ответственность за свою жизнь».

Мотив успеха

Парадоксально, но факт: в зависимостях тоже может быть успех. Наверняка хоть раз в жизни каждый из вас встречал такого человека, который кичился тем, что может больше всех выпить; или который быстрее всех может скурить пачку; или выиграл на ставках и т.д.

Быть успешным в зависимости – легко. Гораздо сложнее быть таковым в трезвой жизни. Поэтому от зависимости не так легко отказаться. И так понятно, почему многие используют аргумент, что лечение на них «не действует».

Мотив деятельности

Потребность что-то делать, быть чем-то занятым – одна из важных потребностей человека. Если  человеку нечем заняться, если у него нет работы, хобби, то он будет чувствовать себя неполноценным, будет испытывать пустоту и скуку. А любая зависимость – это не просто употребление, это целая деятельность! Поиск денег, поиск компании собутыльников или наркоманов, решение общих проблем, понятное всем общение и т.д. – это все тоже деятельность. Наркоман или алкоголик в своей зависимости чувствуют себя очень занятыми людьми. Отними у них зависимость насильно – они будут испытывать лишь пустоту. Поэтому процесс рессоциализации (поиск работы, деятельности, занятий, увлечений и т.д.) – это очень важный компонент программ лечения любого рода зависимостей.

Вторичные выгоды опасны тем, что они часто неосознаваемые или осознаваемые гораздо хуже, чем первичные мотивы. Поэтому на этапе лечения крайне важно осознание человеком этих вторичных мотивов, потребностей, которые на самом деле удовлетворяла его зависимость.

Чем больше употребляющий человек пытается удовлетворить свои социальные потребности при помощи наркотиков, алкоголя или другого зависимого поведения, тем меньше он становится способен удовлетворить их здоровым способом. И, как следствие, у него возникает все больше потребности в употреблении, он все больше становится зависимым. Это называется замкнутым кругом развития аддикции.

Поэтому любое лечение алкоголизма, наркомании, игромании и других видов зависимости должно иметь био-психо-социальную направленность. И социальным компонентом (процессом ресоциализации) нельзя пренебрегать. Должна быть семейная терапия, тренинг коммуникации, помощь в развитии трудовых навыков, поиск коллектива, принимающего и одобряющего трезвый образ жизни и многое другое.



 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Как расставаться, не сломав психику себе и бывшему партнеру

Завершение отношений – болезненная тема. Из-за страха и боязни финала очень часто на практике я сталкиваюсь с тем, что, казалось бы, взрослые люди всячески избегают принятия важных решений. Предпочитают терпеть ради детей. Или выбирают холодную войну, а в воздухе висит леденящее молчание и безразличие. Обстановка постепенно все равно накаляется. И рано или поздно все же приходится расставлять все точки над i . Поэтому предлагаю пройтись по важным пунктам, на которые обязательно стоит обратить внимание, если у вас назрела объективная необходимость завершить отношения с партнером. Что делать, а чего не делать? Итак, чтобы сохранить свое психическое здоровье, здравый рассудок, выйти из отношений так, чтобы в будущем не столкнуться с крахом новых, избежать развития травм и необходимости их прорабатывать с терапевтом, не стоит всячески избегать принятия взрослых решений. Когда спасать уже нечего, а есть только страх новой жизни, новых обстоятельств и смены привычной картины мира очень

Просто о сложном: Восемь источников психосоматических заболеваний

В моих арт-терапевтических практиках, прорабатывая текущие состояния и анализируя чувства клиента, мы довольно часто касаемся телесных ощущений. Как правило, чаще всего это не про удовольствие, а про "болит". И довольно часто - "болит без причины". Поскольку я имею дело в большинстве своем с образованными и грамотными людьми, то популярное нынче слово  "психосоматика" не только у них на слуху, но они им весьма активно пользуются и сразу находят "объяснение" своим недомоганиям: "Это психосоматика". И говорят это так просто, будто: "Это прыщ, само пройдет". Дорогие мои, психосоматика "сама" не проходит. И не возникает за пять минут и даже не за полчаса. То, что вы с легкостью называете "психосоматикой", чаще всего незаметно, неосознанно, накапливается годами. И это не явление - это процесс.  При общении с моими клиентами, я всегда стараюсь дать хотя бы минимальные разъяснения о механизме психосоматики, чтобы