К основному контенту

Почему важна профориентация и когда пора к профориентологу

В памяти каждого взрослого человека старше 40-50 лет наверняка отложилось слово «профориентация», поскольку такой предмет преподавался в советской школе и должен был помочь будущим выпускникам определиться с выбором профессии. Не знаю, насколько полезными были эти уроки в вашей жизни, но мне они точно ничем не помогли. Выйдя за порог лицея и оказавшись один на один с серьезным выбором – в какой вуз и на какой факультет поступать, я мучилась и сомневалась, правильное принимаю решение или нет. Признаться, я и сегодня не уверена, что 20 лет назад сделала верный выбор в профессии, поэтому сейчас пошла переучиваться в психологию. Возможно, если бы наш лицейский профориентолог в те годы выполнил свою работу хорошо, я бы не потеряла столько лет и не прожила бы все эти годы в подспудных сомнениях, хотя и в профессии журналиста я превзошла все ожидания, которые когда-либо на себя возлагала.

К чему я говорю все это: пришло время в корне менять свое отношение к такому понятию, как профориентация и не пренебрегать рекомендациями профориентологов, чтобы потом не жалеть о неправильно сделанном выборе.

Где найти хорошего специалиста – второй вопрос. Но кто ищет, тот находит. Сегодня в рубрике «Психологический ликбез», как вы заметили, я решила совместить и рубрику «Родителям на заметку», поскольку у будущих выпускников остается всего ничего до конца учебного года, и времени на раскачку не так много.

Чтобы понять всю важность осознанного выбора будущей профессии, мы поговорим о профориентации с профессионалом своего дела, сертифицированным профориентологом Мариной Лучко (Кишинев). 

- Итак, давайте сначала разберемся с термином и назначением: что такое профориентация и для чего она нужна?

- Если разобрать термин на составные части: профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования человека. Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определенную сторону.

В узком смысле слова профориентация – это целенаправленная деятельность по формированию у подростков внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Современная профориентация – это познание себя, своих интересов и личностных качеств, целеполагание, ревизия своих ресурсов, выбор и выстраивание маршрута к своей профессиональной реализации через структурный анализ своих потребностей и ценностей, с опорой на требования рынка труда. Это глубокая совместная работа, даже творческая работа, с опорой на логику и чувства.

- Чем конкретно занимается профориентолог? Для чего вообще к нему обращаться?

- Цель профориентационной работы – это помощь в развитии осознанного выбора и ответственности за него. Выбирать осознанно – это навык. И хороший профориентолог помогает развить этот навык. Первый шаг – раскрытие потенциала, составление индивидуальной карты личности. Здесь важно помочь подростку осознать свою индивидуальность, свои таланты, интересы, способности и склонности, выявить мотивацию. Далее: помочь увидеть, как и в какие современные востребованные профессии все это может воплотиться в будущем.

Второй шаг – изучение рынка карьерных возможностей, знакомство с уже известными и только появившимися новыми современными профессиями, способами овладения профессией, сутью карьеры и вариантами ее развития.

И третий шаг (при наличии понимания себя и вариантов) - утверждение в одном из них, формирование конкретного результата совместной работы - выбранная подростком (!) профессия, понимание всех ресурсов для ее освоения, четкая цель и собственноручно прописанный план для ее достижения.

Хочется донести важную мысль: профориентация – это не выбор профессии, это выбор самого себя. Задача профориентатора – не выбрать подростку/клиенту профессию, а дать ему внутреннюю опору и уверенность в том, что тот выбор, который он сделает, не будет рассматривать с точки зрения «плохой» или «хороший», а это будет просто выбор, который повлияет на всю его дальнейшую жизнь.

- Марина, скажите, насколько может помочь с профориентацией обычный школьный психолог?

- На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Здесь все зависит от профессиональной компетентности психолога и его владения необходимой информацией по теме современной профориентации.

Нынешние дети, подростки сегодня сталкиваются с такими трудностями, которых в свое время не было в нашей жизни. У каждого поколения свои трудности, проблемы, которые надо решить. Поэтому тут очень важно быть объективным в настоящем, быть осведомленным о том, что сейчас происходит в окружающем мире, в мире профессиональном, в экономике и т.д., потому как это все будет влиять на то, каким путем пойдут наши дети.

Безусловно, школьный психолог сможет помочь подростку снять тревогу и напряжение в вопросах выбора вуза и будущей специальности, понять, что он может и должен сделать самостоятельный свободный выбор вне шаблонов и навязывания извне, а опираясь на сильные личностные качества, показать важность взятия на себя ответственности за свой выбор. Возможно, при необходимости, наладить детско-родительские отношения.

Но, кроме профессиональных навыков психологической помощи и методов диагностики, школьный психолог должен также быть в курсе изменений на рынке образования и труда, изучать аналитику и прогнозы по профессиям, ориентироваться в разнообразии новых профессий и специальностей, ранее не существовавших и т.д. Он не должен опираться только на результаты психологических тестов, разработанных 20-30 лет назад, а то и вовсе в середине прошлого века. С тех пор мир сильно изменился, и изменения продолжают происходить сегодня. Профориентация – это многоуровневая работа.

- Почему одним легко выявить свою склонность к той или иной профессии, а другим – очень сложно?

- Все мы разные. Но, безусловно, все мы из детства. Начну с того, что ребенку вообще свойственно подстраиваться под родителей, под значимого взрослого (он им доверяет, и от них зависит его жизнь). Поэтому он с рождения подстраивается под эмоциональное состояние мамы, потом подстраивается под свое окружение для того, чтобы выжить в нем. И, если не развивать в ребенке понятия «чего хочу я?», «где я в этом мире?», «какие мои потребности?», «какие мои желания?» и не помогать ему в реализации этих желаний, не присматриваться к его талантам, его индивидуальности, потенциалу, не поддерживать, адекватно не направлять, то со временем, на выходе из школы, когда подросток должен полноценно ощущать свою жизнь, мы получим вялого, унылого ребенка, потерявшего интерес к жизни, сидящего на диване или в компьютере, и равнодушно рассуждающего: «Вот куда вы скажете, туда и пойду учиться». Поэтому очень важно с детства развивать в ребенке умение чувствовать и слышать себя, умение понимать, чего хочет именно он, что для него важно. Также родителям важно не навязывать свое видение и мнение, не пытаться реализовывать через детей свои несбывшиеся мечты, а прислушиваться к ним, к тому, чего хотят они, и помогать развиваться в этой сфере.

Потеря интереса к жизни это первый маркер того, что где-то на каком-то этапе родители либо слишком были заняты собой, либо настолько обеспечили ребенку безопасную, беззаботную жизнь, настолько не напрягали его вообще ни в чем, что и на сегодняшний день у него не появляется желания о чем-либо заботиться. Вот у таких детей, как правило, часто возникают проблемы с родителями и проблемы с определением будущей профессиональной деятельности.

Когда у ребенка с родителями налажена здоровая коммуникация, когда родители очень хорошо знают ребенка, научили его слышать себя, тогда ребенок воспринимает рекомендации родителей не как насилие и ультиматум с желанием все сделать с точностью до наоборот, а прислушивается с согласием к ним и принимает их. Рекомендации родителей могут быть «в точку» и приводить к успеху.

Очень важно также владеть информацией. И самое важное, чтобы родители понимали, какие компетенции в ребенке они должны воспитывать, чтобы ему проще было потом ориентироваться в том мире, в котором он будет продолжать жить.

- Это, наверное, легче сделать, когда у самой личности есть хоть какие-то ориентиры. А можно ли помочь человеку, который сам не знает, чего хочет?

- Если человек не знает, чего хочет, но его это устраивает, тогда нет. Если же человек не знает, но хочет с этим разобраться, то помочь можно. Он может получить индивидуальную консультацию специалиста по профориентации, либо посетить групповой тренинг. Но, конечно же, при одном условии: должно быть желание самого человека, если он действительно хочет этой помощи и готов к совместной работе.

Для самостоятельной работы сейчас достаточно много информации на эту тему в свободном доступе: прекрасные книги, в том числе с практическими техниками и упражнениями, множество различных психологических тестов (но здесь важно обращать внимание на их стандартность, надежность и валидность).

Как вариант самостоятельного исследования могу предложить следующую схему: сначала можно ознакомиться с информацией о мире профессий и определить сферу деятельности, которая интересует («Человек-Человек», «Человек-Природа», «Человек-Знак», «Человек-Художественный образ», «Человек-Техника»). Затем изучить самого себя, составить представление о своих интересах, способностях, склонностях, характере, темпераменте. Уточнить, нет ли медицинских противопоказаний касательно избранной профессии. Далее найти возможность встретиться с представителем выбранной профессии и узнать, в каком учебном заведении можно получить соответствующую профессию (квалификацию).Уточнить у специалиста центра занятости, пользуется ли избранная профессия спросом на рынке труда. И, конечно же, использовать при выборе профессии формулу: ХОЧУ – МОГУ – НАДО.

- Верно ли, что профориентолог может пригодиться только подросткам и будущим выпускникам?

- Нет, это типичное заблуждение. Профориентация актуальна не только для этой категории. Современная динамичная жизнь безжалостно задает свой постоянно ускоряющийся ритм. Он, в свою очередь, трансформирует устоявшийся образ жизни. В поисках своего «предназначения» к специалистам все чаще обращаются не только подростки, но и взрослые, поскольку сегодняшнее время предполагает, что каждый из нас должен быть готов к переквалификации, к смене профессии, своего привычного рода деятельности.

Профориентация полезна не только подростку и будущему выпускнику, но и взрослому, особенно если он проживает состояние профессионального выгорания; испытывает ощущение «уперся в потолок» на работе, либо вообще потерялся в жизни и находится в поиске себя; хочет давно уже сменить профессию, но никак не решается или же до сих пор не знает свою уникальность, склонности и таланты и не понимает, как раскрыть свой потенциал.

Профориентация поможет получить свежий взгляд на самого себя, посмотреть на мир шире и увидеть для себя совершенно новые возможности. Перестать, наконец, метаться и, проанализировав свои сильные и слабые стороны, весь свой накопленный жизненный уникальный опыт, профессиональные навыки, изменить ситуацию и получать удовольствие, занимаясь своим любимым делом.

Специалист поможет понять, что нужно еще развить в себе, чтобы быть конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, обрести уверенность в своем выборе и успешно двигаться по своему индивидуальному плану развития.

- При выборе будущей профессии, на что надо обращать внимание в первую очередь?

- Давайте сначала определим, на что вообще подросток обращает внимание при выборе профессии, то есть на факторы, влияющие на выбор профессии. Это позиция старших членов семьи; позиция товарищей, друзей; позиция учителей, школьного психолога; личные профессиональные планы; способности; уровень притязаний на общественное признание; информированность.

Частично этот вопрос мы уже затронули выше. Здесь дополню. 2020-й год стал годом прорыва в онлайн-образовании, мир безвозвратно изменился. Поэтому очень важно помнить и при выборе сферы деятельности, что мир прежним уже никогда не будет, и детям нашим предстоит жить именно в этом новом, быстро меняющемся и быстро технологически развивающемся мире. Надо учить ребенка понимать, чего он хочет сам.

Существует довольно известная формула выбора профессии: «Хочу – Могу – Надо». В которой «Хочу» – это то, что привлекает в профессии; «Могу» – способности, возможности, состояние здоровья; «Надо» – спрос на избранную профессию на рынке труда. Так вот, в этой формуле именно «Хочу» на сегодняшний день должно быть очень важным.

При этом активно развиваем «Могу»: подросток должен быть коммуникабельным. Надо развивать у него умение работать в команде, но при этом и иметь задатки лидера, предпринимателя. Умение оформлять грамотно свои идеи и быстро их продвигать, умение позиционировать себя и свой продукт/проект; логическое мышление и ораторское искусство; критическое мышление (вычленение нужной и ценной информации во всем ее потоке; умение применить ее, причем вовремя и к месту).

Позиция «Надо» должна рассматриваться через призму: «что это для меня?», «как оно будет влиять на меня?», «как оно меня сделает лучше?», «как оно меня продвинет к цели?» и «как это все потом повлияет на мое окружение?». Все это родители могут помочь развивать. Важно развивать не только потребительский взгляд «все для меня», но и «я для мира». Должен быть равноценный взаимообмен между миром и человеком.

- Что бы Вы посоветовали людям, которые уже прожили полжизни и вдруг поняли, что занимаются совсем не тем, чем хотели?

- В таком случае рекомендация моя будет однозначной: надо пробовать! И тут есть один важный момент, о котором стоит сказать: если предыдущие поколения чаще были ориентированы на определенную профессию на всю жизнь, и за всю жизнь их карьера развивалась только в одном направлении, то на сегодняшний день мы должны быть готовы к тому, что направление деятельности может меняться несколько раз на протяжении жизни. Исследователи говорят, что профессии могут сменять одна другую от 4 до 6 раз. То есть в среднем 5 раз человек может сменить направление своей деятельности в течение жизни.

Стремление сменить сферу деятельности – закономерный шаг для человека, исчерпавшего возможности в своей профессиональной области. Причины могут быть разные, но, как правило, они связаны с личностным развитием. И правда заключается в том, что только мы сами можем реализовать то, что важно нам.

Ни семья, ни родственники, ни друзья, ни окружение не смогут сделать человека счастливым, если он несчастлив внутри себя. Не нужно ждать, что кто-то придет, прилетит супергерой или сказочная фея-крестная и изменит вашу жизнь. В таком ожидании можно всю жизнь просуществовать, так ее и не прожив. Как говорится: «Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и потом жалеть всю жизнь».

- Есть ли у человека шанс стать успешными в новом деле, если 20 лет своей жизни он занимался совсем «не тем»?

- Шансы, безусловно, есть, и тому существует множество доказательств. Вот буквально вчера слушала одну из таких историй: сотрудница онлайн школы в течение двадцати лет выстраивала карьеру в фармакологическом бизнесе, добившись успешного результата. Когда же она приняла решение сменить сферу деятельности (причина сейчас не важна), то добилась не менее успешного результата, и всего за четыре года! Такое сейчас время, такой сейчас мир.

Тем, кто находится в сомнениях, могу предложить попробовать проделать небольшую, но важную для себя работу уже сейчас: 1) проверьте на актуальность свое желание сменить деятельность уже сейчас; 2) определите свою точку А и желаемую точку Б в профессиональном пути; 3) определите свои имеющиеся ресурсы в карьере.

А теперь выполните простое упражнение, которое поможет принять решение с учетом всех факторов. Это упражнение известно как квадрат Декарта. Понадобятся 15-20 минут и лист бумаги, разделенный на 4 квадрата.

Запишите в каждом квадрате ответы на следующие вопросы: 1) что будет, если это произойдет?

2) что будет, если это не произойдет?

3) чего не будет, если это произойдет?

4) чего не будет, если это не произойдёт?

Постарайтесь отвечать на вопросы максимально честно и развернуто. Ответы позволят вам принять то самое, верное решение.

В современном мире меняется сам способ определения своего места в жизни: сейчас это уже не выбор из доступных возможностей, а осознанное создание возможностей своими собственными руками. Сделайте первый шаг. Начните уже сегодня делать что-то по-другому, и изменения не заставят вас ждать!

- Марина, огромная благодарность за такую интересную информацию и полезные техники!

- И я благодарю за интерес к этой теме и желаю удачи и успеха всем, кто ищет себя!


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Что такое вторичная выгода от зависимости и что с ней делать

Если спросить у наркозависимого или злоупотребляющего алкоголем человека, зачем он употребляет наркотики или пьет, то подавляющее большинство ответов будет «ради кайфа». Парадокс в том, что кайф от употребления наркотиков или алкоголя проходит довольно быстро. Например, при героиновой наркомании кайф снижается до минимума или вообще исчезает за период, в среднем, от полугода до трех лет употребления. А это значит, что человек, употребляющий наркотики или алкоголь, когда кайфа уже давно нет, делает это совсем по другим причинам. Хотя сам этого и не понимает. И для прекращения употребления и начала стабильной трезвости важно понимать эти причины и работать с ними. Кстати, такой же подход верен и для нехимических зависимостей, например, игромании. В этой статье, подготовленной специалистами Украинского института практической аддиктологии, мы рассмотрим некоторые социальные причины употребления наркотиков, алкоголя, а также игромании, то есть попытаемся простыми словами разъяснить так

Как расставаться, не сломав психику себе и бывшему партнеру

Завершение отношений – болезненная тема. Из-за страха и боязни финала очень часто на практике я сталкиваюсь с тем, что, казалось бы, взрослые люди всячески избегают принятия важных решений. Предпочитают терпеть ради детей. Или выбирают холодную войну, а в воздухе висит леденящее молчание и безразличие. Обстановка постепенно все равно накаляется. И рано или поздно все же приходится расставлять все точки над i . Поэтому предлагаю пройтись по важным пунктам, на которые обязательно стоит обратить внимание, если у вас назрела объективная необходимость завершить отношения с партнером. Что делать, а чего не делать? Итак, чтобы сохранить свое психическое здоровье, здравый рассудок, выйти из отношений так, чтобы в будущем не столкнуться с крахом новых, избежать развития травм и необходимости их прорабатывать с терапевтом, не стоит всячески избегать принятия взрослых решений. Когда спасать уже нечего, а есть только страх новой жизни, новых обстоятельств и смены привычной картины мира очень

Просто о сложном: Восемь источников психосоматических заболеваний

В моих арт-терапевтических практиках, прорабатывая текущие состояния и анализируя чувства клиента, мы довольно часто касаемся телесных ощущений. Как правило, чаще всего это не про удовольствие, а про "болит". И довольно часто - "болит без причины". Поскольку я имею дело в большинстве своем с образованными и грамотными людьми, то популярное нынче слово  "психосоматика" не только у них на слуху, но они им весьма активно пользуются и сразу находят "объяснение" своим недомоганиям: "Это психосоматика". И говорят это так просто, будто: "Это прыщ, само пройдет". Дорогие мои, психосоматика "сама" не проходит. И не возникает за пять минут и даже не за полчаса. То, что вы с легкостью называете "психосоматикой", чаще всего незаметно, неосознанно, накапливается годами. И это не явление - это процесс.  При общении с моими клиентами, я всегда стараюсь дать хотя бы минимальные разъяснения о механизме психосоматики, чтобы