Со школьной травлей будут бороться на государственном уровне
Сложно представить, что кто-то из
современных родителей может не знать о феномене буллинга, но тут вот какое
дело. Некоторые взрослые считают, что ничего сверхстрашного в этом нет,
вспоминая, что в их собственном подростковом возрасте они тоже сталкивались с
насилием в отношении себя и… «ничего, пережили». В беседе с группой родителей, представляющих
учеников разных местных учебных заведений, я услышала даже такие формулировки:
«дети есть дети – всегда ссорились, ссорятся и будут ссориться»; «во все
времена такое было, мы тоже через это проходили»; «перерастут, поумнеют и все
пройдет».
Можно ли говорить о том, что
буллинг и травля так же безобидны, как обычные подростковые конфликты? Можно ли
допустить, что подростки, вовлеченные в этот процесс, просто «перерастут,
поумнеют» и «все пройдет»?
Поговорим об этом со специалистом – доктором педагогики, обладателем научно-дидактического звания конференциар университар, преподавателем, практикующим психологом Инной Карнаевой.
- Инна Валерьевна, разъясните
доступным языком, к каким последствиям может привести буллинг в подростковом
возрасте?
- Проблема буллинга (травли) чрезвычайно актуальна в наше время и может привести к самым печальным последствиям, к серьезным
личностным изменениям, причем это касается не только подросткового возраста, но
и любого другого. Как минимум, человек,
подвергающийся травле, приобретает тревожность, у него понижается самооценка,
появляется склонность к депрессии, могут проявляться другие соматические и
психологические заболевания.
Существуют отдаленные и ближайшие последствия жестокого отношения к ребенку
подросткового возраста. К ближайшим
последствиям можно отнести травмы физического характера. У ребенка могут возникнуть психические
расстройства, которые выражаются в повышенном возбуждении, нервозности, раздражительности, либо, наоборот, в апатии,
безразличии, сниженном фоне настроения, депрессии. Дети испытывают постоянную
тревогу, страх, гнев.
Отдаленные последствия носят долгосрочный характер и могут влиять на всю
дальнейшую жизнь ребенка. Такими последствиями могут быть сложные отношения с
супругой/ супругом, жестокое отношение в дальнейшем к собственным детям и
другое.
Но самое главное - дети, пережившие буллинг, входят в группу риска по суициду. И это мы все должны понимать – и
родители, и психологи, и педагоги, и общество в целом.
Давайте не забывать, что подростковый возраст, в принципе, сам по себе
очень проблематичный, критичный,
сложный. Кроме психофизиологических причин, влияющих на сложность переходного
возраста, в современном мире, в котором живут подростки, на них влияют и другие
факторы. Подростки, с одной стороны, оказываются растерянными, потерявшимися в социуме,
с другой – они встречаются с высоким уровнем агрессивности, насилия,
отсутствием устоявшихся ценностных координат, тотальным влиянием интернета и т.д.
Перед молодыми людьми встает вопрос, являющийся основным для этого возраста: как
я могу утвердиться в этом мире? Плюс к тому, подросткам жизненно важно стать
успешными именно в кругу своих сверстников.
В подростковом возрасте любое нарушение общения переживается очень тяжело и
сказывается на развитии личности, так как в этом возрасте ведущей деятельностью
является личностное общение со сверстниками.
К сожалению, в силу разных причин, часто выбор подростков бывает в сторону
негативных моделей поведения, таких, как буллинг, употребление психоактивных
веществ, преступные группировки и
другое. Но в то же время, надо четко осознавать, что проблема буллинга не может
ни с того ни сего взять и неожиданно появиться в определенном классе, школе. Значит,
на то были определенные предпосылки, определенные социальные, психологические и
педагогические проблемы, с которыми и надо разбираться.
Увы, мы, взрослые, не всегда хотим замечать данные проблемы. В обществе принято считать, что насилие в
школьной среде происходит не часто. Но
это не так.
- Говоря о буллинге, чаще всего
рассматривают проблему тех, кто подвергался травле, но в процесс вовлечены и
агрессоры. Как это явление отражается на их психике?
- Проблема буллинга может оказывать влияние на всю оставшуюся жизнь и жертвы,
и того, кто проявлял агрессию. Это психологическая травма для обеих
сторон-участниц проблемы.
В процессе школьной травли существует и третья категория детей -
«наблюдатели», которым отводится косвенная роль, так как они боятся стать
жертвами насилия. Это негативно сказывается и на данной категории учеников. Ситуация
постоянного страха невозможности изменить ситуацию ведет к неадекватному
самовосприятию, стрессу.
Если агрессоры не изменят свою модель поведения до совершеннолетия, то, будучи взрослыми, они могут продолжать вести
себя так же, самовыражаясь и самоутверждаясь за счет тех, кто слабее их. Они могут перенести эту модель на свою будущую
семью, проявляя агрессию по отношению к партнеру или родственникам. Надо понимать,
что дети-агрессоры, как правило, ведут себя так вследствие собственной непопулярности, несостоятельности,
недолюбленности в семье или из страха самим оказаться на месте жертвы. В любом
случае, за их желанием самоутвердиться стоят вполне реальные и непростые
проблемы. Поэтому для реабилитации детей, как переживших насилие, так и
выступавших в роли агрессоров, необходимо рассмотреть целый комплекс условий – психологических,
медицинских, семейных, социальных и т.д.
Но все очень индивидуально. Каждая ситуация зависит от многих социальных и
психологических факторов, и с каждым случаем надо
разбираться отдельно.
- Может ли затравленный ребенок сам
справиться с этой проблемой? Может ли семья самостоятельно справиться с последствиями
буллинга, или тут обязательна помощь
специалиста?
- Считаю, что самостоятельно неподготовленным людям с этим справиться не по
силам. Тем более ребенку практически невозможно справиться с данной проблемой
самостоятельно. Вероятнее всего, сценарии развития событий могут только
усугубляться. И если в этот момент ребенок не почувствует поддержки, он будет
искать выход из создавшейся ситуации в разных доступных ему сообществах (сюда
можно отнести все, что взрослые обычно называют «плохой компанией», где возможно
увлечение наркотиками, алкоголем, демонстрацией способов сведения счетов с жизнь
и так далее). Взрослые в этот момент должны проявлять особенное внимание и
поддерживать ребенка, оказавшегося в ситуации риска.
- Насколько эффективна роль школьного
психолога в устранении проблемы травли в отношении ученика?
- Роль психолога колоссальная. Но все же, в данном случае, школьный
психолог - один в поле не воин. Если в
решение данной проблемы не будут включаться руководство учебного заведения, весь
педагогический коллектив, семья, то психологу сложно будет что-то изменить.
Часто так и случается в практике: проблема изначально не анализируется с точки
зрения причин (почему так произошло, почему мы не заметили ранее фактов,
приводящих к появлению насилия среди детей?), а просто делегируется психологу,
пусть разбирается.
Между тем, для решения необходим комплексный подход. Надо понять
первопричины: почему началась травля
ребенка, когда она началась? Ведь первые сигналы появляются на уроках, в классе.
Именно здесь уже начинается ответственность педагога. Надо понимать: если речь идет о феномене буллинга, то это не
разовая насмешка. Буллинг – это преднамеренные
систематические и продолжительные издевательства.
Как профессионалы, педагоги не могут этого не знать и должны заранее выявлять
проблему.
В семье также должны замечать, что с ребенком что-то происходит. То есть
должна работать команда. А вот уже в команде роль психолога просто незаменима. Например,
существуют определенные психологические тренинги, ролевые игры для школьного
возраста и т.д., в которых психолог создает
условия для «проживания» и роли «жертвы», и роли «агрессора» среди подростков. «Проживая»
в процессе тренинга данную модель поведения на своем опыте, подростки сами могут
проанализировать состояние агрессии, сделать
собственные выводы.
Психолог должен научить учащихся
защищаться от насилия в школе, использовать такие стратегии поведения,
которые бы способствовали предотвращению травли, не позволяли бы наблюдающим
ребятам оставаться равнодушными. Способствует этому также сплочение коллектива, улучшение
социально-психологического климата в классе, благодаря групповым тренингам.
Также возможно работать и
индивидуально. Каждый ученик, в
зависимости от своих личных особенностей, может использовать ту или иную
стратегию поведения защиты от насилия. Но, повторюсь, что работа психолога, как
и других специалистов и педагогов, должна планироваться не только когда уже случились
факты насилия, а гораздо раньше.
- И последнее на сегодня: об этом не
принято говорить, но, исходя из моего личного опыта, я знаю случаи, когда
издевательства над учеником начинались именно с подачи учителя. Как Вы это
прокомментируете?
- Понимаю, о чем Вы. Как правило, проблема буллинга вообще замалчивается в
педагогической среде, несмотря на то, что факты насилия в школе отмечаются уже долгое время. Надо отметить,
что на развитие и становление личности детей, влияет социальная окружающая
среда. Ребенок большую часть времени проводит
в школе. Следовательно, на формирование свойств личности оказывают
взаимоотношения с педагогами, сверстниками. И особенно школьная травля, так как
буллинг имеет длительный и систематический характер. Поэтому проблему буллинга
надо рассматривать во взаимосвязи с проблемой психологического климата в
образовательной среде.
В младшем школьном возрасте личность
учителя играет важнейшую роль для учеников. В этот период социально значимым
лицом для ребенка становится именно учитель, происходит смещение авторитета с родителей на педагога. Учитель
становится для ребенка примером для
подражания, тем, на кого равняются, кого копируют. В период, когда у
подростков происходит самоопределение и когда они сосредоточены на самоутверждении,
поиске своего места в жизни, очень важно, как к тебе относится учитель.
Преподаватели могут провоцировать появление агрессии. Выделение кого-то из
учеников и формирование конкурентной среды, а также применение психологического
давления по отношению к ученикам может способствовать развитию агрессивного
поведения среди детей.
Если педагог ко всем в классе расположен доброжелательно, внимательно, то ценность каждого из учеников друг перед
другом практически одинакова. Если же учитель акцентирует внимание на одних, постоянно их хвалит и поощряет, а других только
критикует, то такое поведение, разумеется, может спровоцировать обиду и даже
агрессию по отношению к другим ученикам.
К сожалению, бывают и более сложные случаи,
когда между учителем и определенным учеником возникают неприязненные отношения.
Это, разумеется, не может остаться незамеченным, и остальная часть класса волей или неволей
может перенять манеру поведения по отношению к ученику, который «несимпатичен»
учителю. В этой связи хочется особенно отметить, какая большая ответственность
лежит на педагоге и как много зависит от
его личных качеств и уровня профессионализма.
Тревожная статистика того, «чего нет»
Согласно результатам опроса, проведенного в прошлом году Центром исследований и консалтинга «Sociopolis» при поддержке детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) в Молдове в сотрудничестве с министерством образования, культуры и исследований, в нашей стране 86,8% подростков сталкиваются с издевательствами в школе. Из них около 70% являются жертвами травли, более 40% являются агрессорами. Таким образом, в некоторых случаях жертва и агрессор – это по факту один и тот же подросток. Эти данные были обнародованы в феврале 2020 года, еще до введения жестких пандемических ограничений. Перевод учеников на онлайн-обучение, очевидно, временно способствовал снижению уровня агрессии между учениками, однако, разумеется, не искоренил проблему.
Между тем, из собственного опыта работы с темой агрессии в разных ее проявлениях знаю, что далеко не все руководители учебных заведений в принципе готовы признать, что во вверенном им учреждении имеются факты буллинга. Чаще всего директора и педагоги, в особенности классные руководители, склонны давать фактам травли более мягкие формулировки, называя это «некоторыми проблемами в общении», «недопониманием», «сложностями подросткового периода». Тем не менее, согласно данным исследования, каждый третий подросток признался, что знает о фактах физической агрессии между сверстниками. В то же время 20% опрошенных сообщили, что ученики младших классов испытывают страх перед старшеклассниками. Такие ситуации в большей степени касаются мальчиков и учеников сельских школ. Кроме того, каждый пятый подросток уверен, что дети из бедных семей чаще подвергаются травле. А около четверти опрошенных сообщили о травле за пределами школы.
На мой вопрос, ведется ли какая-то статистика в отношении подростковой травли в учебных заведениях муниципия и сел Чадыр-Лунгского района, старший офицер ООБ ИП Чадыр-Лунга, ведущий инспектор Марианна Петкович ответила: «У нас не было зарегистрировано случаев буллинга в школах. Сотрудники инспектората полиции постоянно проводят информационные кампании среди учащихся подросткового возраста, посещают учебные заведения и читают лекции, направленные на противодействие распространению подобных явлений среди подростков».
(Это архивный материал автора, впервые был опубликован в 2021 г.)
Комментарии
Отправить комментарий